Сказанное может быть услышано
05.12.2012 в 11:20
Пишет
karma-dance:
©КОНСТАНТИН КУЗЕМА, 2008. ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ (страница 1)МАНИФЕСТ (редакция 2010 года)

Я ни в коей мере не ставил перед собой задачу написать учебник по акварели…
читать дальшеИстоки акварели восходят к китайской водяной живописи.
Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.
Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.
Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных "химических арсеналов"(акварель не нуждается в макияже).
Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель.
Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.
Европейская акварель, как самостоятельное станковое искусство, сложилась в середине XIX-го века. Но социально-политические потрясения XX-го века потребовали от всякого искусства служения назначенным идеалам. К этому никак не могла приспособиться акварель, органически ориентированная на личностное восприятие красоты, за что была сослана на задворки. Лишенная самостоятельного статуса, эта «ни графика - ни живопись», стала пособием для школьников и тренажёром для начинающих живописцев. Историческое отсутствие в России специальной подготовки акварелистов, привело к преимуществу «живописных» приёмов в акварели. Акварель воспринималась не как самостоятельная техника, а как доступный, хотя и специфический, красочный материал. Тем не менее, живая, текучая акварель, упорно не вмещалась в отведённые ей рамки, увлекая дальше тех, кому удавалось снять шоры «классической» школы. Акварелисты объединялись в группы, проводили специализированные выставки, появились акварельные общества. Изначально технологичные «китайские» гены акварели и усилия подвижников в борьбе за чистоту жанра, дали о себе знать. Акварель начала приобретать свои индивидуальные технологии, свойственные только ей самой. В результате, не отрицая своего архитектурного, камерного и классического прошлого, акварель получила значительные расширения, заметные уже в конце ХХ-го века, и приобрела действительно самостоятельное значение. Представлявшиеся ограниченными её возможности, оказались всего лишь дверью, за которой открылись новые горизонты.
Тезис «вторичности» акварели, ожидаемо потерял актуальность в начале ХХI-го века. Высокотехнологичная, дающая заведомо уникальный продукт, акварель оказалась в полном соответствии духу времени. Стало интересно не только, "что сделано", но и "как сделано", быть может и в большей мере. Акварельные технологии оказались не просто средством, а неотъемлемой частью самого художественного произведения. В основе этого лежит, помимо мастерства исполнителя и особое «акварельное видение». Более того, необходимо теснейшее взаимодействие указанных качеств. Здесь уместно упомянуть гениального Тёрнера*, который более полутора веков назад, предвосхитил ныне существующие акварельные технологии в своих экспериментальных листах.
Остаточные проявления пренебрежительного отношения к акварели в России, на фоне мирового «акварельного ренессанса», объясняются накопившимся недостатком информации и культуры восприятия акварели. В Петербурге, ликвидацией этих недостатков занимается Санкт-Петербургское общество акварелистов**
В частности, нынешние претензии сводятся к меньшей долговечности по сравнению с маслом. Это утверждение уже в конце прошлого века стало анахронизмом, а реалии таковы:
— Масляные и акварельные краски всегда делались из одних и тех же пигментов (различие только в связующих веществах). Поэтому утверждение, что аналоги выцветают по-разному, некорректно, а если говорить об основных красках профессиональной палитры (охре, сиене и т.п.) является просто ложью. К тому же, светостойкость красок значительно возросла со времён, например, Альберта Бенуа***.
— Современная профессиональная акварельная бумага, не желтеет, не становится хрупкой, не подвержена паразитам, а устойчивость к механическим воздействиям, по некоторым параметрам, у неё выше, чем у холста.
— Акварель не покрывается кракелюрами и не осыпается.
_____________________________________________
* Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер(1775 – 1851). Английский художник.
** Императорское общество русских акварелистов (1896 – 1917). Возрождено в 1997-м году, как «Санкт-Петербургское общество акварелистов», по инициативе художника Н. В. Дьяковой и искусствоведа А. Г. Раскина.
*** Альберт Бенуа (1870 – 1960). Первый председатель Императорского общества русских акварелистов. URL записи
@темы:
Как отчеты друзьям и начальству,,
Приводят приговор в исполнение,